Цитаты об искусстве
Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.
Проникновение в то, что совершается в порыве озарения, составляет основу искусства.
Достоинство произведения искусства мы оцениваем по количеству труда, какой вложил в него художник.
Лицо художника проявляется в его противоречивости.
Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее.
Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства.
Можно быть ученым с учеными, но с художниками нужно быть поэтом.
Как только кто-нибудь в искусстве работать начинает ради денег — прощай надежда на хорошее произведение.
История искусств есть история их многократного возрождения.
Искусство без мысли, что человек без души, — труп.
Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома.
Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей.
Верное изображение нравственного безобразия. могущественнее всех выходок против него.
С произведениями искусств, как и с людьми: они могут быть милы даже при наличии самых больших недостатков.
Художник может быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были ученые люди.
Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.
Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.
Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают.
Форма без содержания — это звонок, который не звонит.
Вдохновение приходит всегда, когда человек того хочет, но исчезает оно не всегда, когда он этого желает.
Искусство — всегда метафора действительности.
Прогресс в искусстве заключается не в расширении его границ, но в лучшем их понимании.
Главное в искусстве — простота, величие и чувство, а главное в его форме — сдержанность.
Художник не может рассматривать стихийный успех как истинный критерий ценности своего произведения.
Большое искусство служит большим целям.
Лакировка и украшательство — самые страшные враги не только прекрасного, но и политической мудрости.
Восприятие искусства только тогда может привести к подлинному наслаждению, когда существует искусство восприятия.
У эпох без больших целей нет и большого искусства.
Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Мастерство художника заключается в том, что он может изобразить значительной любую вещь.
Любое великое произведение рождается лишь после долгого периода тихих и углубленных размышлений.
Искусство было всегда прекрасным зеркалом общественного строя.
Искусство перестает быть искусством, как только наше сознание начинает воспринимать его как искусство.
Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени.
Сдержанность должна быть в искусстве тем же, что стыдливость в любви.
Художник делает самое малое — большим.
Только действительность имеет право быть неправдоподобной, искусство — никогда. Вот почему искусство не может слиться с жизнью.
Секрет искусства в том, что оно исправляет природу.
Без страстной партийности еще никогда не создавалось ни одного крупного произведения искусств.
Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни.
Искусство — это язык, следовательно, в высшей степени социальная функция.
Искусство — это совесть человечества.
Искусство стало первым учителем народов.
Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.
В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание.
Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.
Художник принадлежит своему времени, он живет его нравами и привычками, разделяет его взгляды и представления.
Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.
Один великий гений формируется другим не столько за счет подражания, сколько в результате общения. Один алмаз шлифует другой.
Коли твое творение не понравилось знатоку, это нехороший признак; если же оно удостоилось похвалы невежды, то его следует совсем выбросить.
Много прекрасного существует в мире разрозненно, и это — задача нашего духа: обнаружить связи и тем самым создавать произведения искусства.
Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.
Совершенное произведение искусства — это произведение человеческого духа и в этом смысле произведение природы.
В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. И росток этот оживает особенно часто, когда человека одаренного хотят ограничить, задобрить и заставить служить односторонним целям.
Дилетант относится к искусству, как халтурщик к ремеслу.
Дилетанты, сделав все, что в их силах, обычно говорят себе в оправдание, что работа еще не закончена. Разумеется! Она никогда и не может быть закончена, ибо неправильно начата.
Искусство остаемся искусством! Тот, кто не чувствует его глубоко, не имеет права называться художником.
Своеобразие выражения — альфа и омега всякого искусства.
Никто, кроме художника, не может способствовать искусству. Меценаты поощряют художника. Это справедливо и хорошо; но этим не всегда поощряется искусство.
Все другие искусства мы должны кредитовать, и только у греческого мы вечно остаемся в долгу.
В произведении искусства «что» интересует людей гораздо больше, чем «как». Первое они могут усвоить по частям, второе же им не удается объять как нечто целое.
Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы.
Вкус развивается не на посредственных, а на самых совершенных образцах.
Искусство — дело серьезное, особенно серьезное, когда оно занимается объектами благородными и возвышенными; художник же стоит над искусством и над объектом; над первым — ибо пользуется им как средством, над вторым — ибо на свой лад толкует его.
Техника в соединении с пошлостью — это самый страшный враг искусства.
Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции.
Жизнь коротка, искусство вечно.
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.
Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.
Мастерство приходит само, вопреки нам, по мере опыта и с тем большею легкостью, чем больше думаешь о чем-то другом, не о нем.
Фантазия, лишенная разума, порождает чудовище; соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес.
Искусство должно облагораживать людей.
Искусство прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком велико и важно для того, чтобы в нем могли иметь место «чудачества».
В основе своей искусство есть борьба за и против; равнодушного искусства нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не «фиксирует» действительность, а или утверждает, или изменяет ее, разрушает.
Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи.
Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтоб оно стало еще лучше, преувеличивать плохое — враждебное человеку, уродующее его, — чтобы оно возбуждало отвращение, зажигало волю уничтожить постыдные мерзости жизни, созданные пошлым, жадным мещанством.
Художественная форма — это ставшее зримым содержание.
Кто стал в искусстве мастером, тот без всякого для себя ущерба может забыть о правилах.
Творить искусство может лишь избранник, любить искусство — всякий человек.
Правила и образцы убивают гений и искусство.
В поэте и художнике живет беспредельность.
В наше время горизонт искусства значительно расширился: прежде поэт обращался к публике, теперь — к народу.
Самый большой триумф художника — если он заставляет мыслить и чувствовать тех, кто на это способен.
У искусства есть враг: имя ему — невежество.
Природа иногда суховата, но искусство никогда не должно быть сухим.
Задача искусства — не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многообразия однородных жизненных явлений.
Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.
Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда.
Пока искусство остается косметическим кабинетом нашей цивилизации, и искусство, и цивилизация находятся в опасности.
Гармония — вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.
Искусство — это доказательство, которое подтверждается природой.
Когда на произведении искусства заметны следы напильника, это значит, что оно недостаточно отшлифовано.
Произведение искусства — это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента.
Художник должен стоять в уровень с понятиями своего времени.
Мастерство еще не делает художником.
Где нет правды, нет и искусства.
Высшая цель, которой служит искусство, — способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили.
Искусство — это наука, ставшая ясной.
Искусство ценно лишь в том случае, если оно является выражением нравственности.
Если жизнь есть движение и борьба, то и искусство, верное отражение жизни, должно представлять то же движение, борьбу мнений, идей.
Жизнь — движение, борьба, а искусство — орган умственного движения и борьбы; значит, цель его не просто отражать, а отражать отрицая или благословляя.
Идея политическая, как и всякая другая, имеет право гражданства в искусстве.
Подлинный шедевр должен поддаваться повторению, чтобы художник мог удостовериться, что он не игрушка собственных нервов нли случая.
В некоторых областях посредственность невыносима: таковы поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство.
Только трогательное действие в искусстве неотразимо. Тот, кто умеет растрогать, умеет все.
Нет творчества без самоотдачи и без страдания.
Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.
У человека нет вкуса, если этот вкус односторонен. Истинный вкус — это вкус всеобъемлющий, которому доступны красоты всякого рода.
Когда искусство верно действительности, когда оно черпает силу в окружающей жизни, художник — по велению собственной или социальной потребности — создаст подлинные шедевры.
Во всяком произведении, которое потрясает, есть поэзия, и чем больше потрясения, тем более там поэзии.
Мае кажется, что требовать от искусства, чтобы оно было отражением только действительности, — очень мало. Тогда хватит и фотографов.
Единственная сфера, в которой различимо божественное, — это искусство, как бы оно ни называлось.
Эстетство — продукт безнадежных времен, государств, губящих надежды.
Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.
Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен.
Я всегда буду жертвовать формой, если дело будет идти о выборе между формой и содержанием. Мысль — вот главное.
Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.
Предмет искусства — нечто подобное происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой.
Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.
Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся.
Выдающимся является лишь такое произведение искусства, которое одновременно представляет собою символ и точное выражение действительности.
Искусство — это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле.
Художник — это синтез теоретика и практика.
Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.
Жажда наживы не создала еще ни одного художника, но погубила многих.
Форма и содержание есть два измерения вещей искусства: форма — измерение внешнего, поверхности, содержание — измерение в глубину.
Служенье муз не терпит суеты.
Искусство начинается там, где кончается случайность. И, однако, все, что случай привносит в него, его обогащает.
Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом. суть творчества.
Прекрасное в искусстве всегда правдиво, однако правдивое не всегда прекрасно.
Цель искусства — не греза, а реальная жизнь.
Все радости жизни — в творчестве. Творить — значит убивать смерть.
Нелепы разговоры об искусстве для искусства. Всякое искусство, как порождение людей, носит на себе отражение той или иной человеческой среды.
Подлинное искусство опережает время.
Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.
Свести искусство к вопросу «формы» — значит умалить и сузить его сверх всякой меры.
Есть высшая точка, где искусство, природа и нравственность сливаются воедино.
Над истинно прекрасным в искусстве — время бессильно.
Искусство — как поиски алмазов. Ищут сто человек, а находит один. Но этот один никогда не нашел бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек.
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой.
Если наука есть память ума, то искусство есть память чувств.
Подлинное искусство не терпит лжи.
Не всякая правда — красота, но всякая красота — правда.
Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других.
В искусстве живо лишь то, что постоянно несет наслаждение.
Искусство является продуктом физического состояния народа, с одной стороны, и всей его цивилизации, то есть несколько сот его привычек — с другой.
Искусство живет только страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспевать в искусстве.
Искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.
Искусство есть одно из средств единения людей.
Искусство есть высочайшее проявление мужества в человеке.
Искусство, если оно искусство, должно быть доступно всем, а в особенности тем, во имя которых оно делается.
Искусство — одно из средств различения доброго от злого.
У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.
Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках.
Своеобразие искусства состоит в том, что оно одновременно недосягаемо и общедоступно: оно несет в себе самое возвышенное и являет его всем.
В искусстве отсутствие недостатков не есть достоинство.
Искусство есть плод исканий, мук и раздумий художника, оно серьезно, ответственно перед высшим судьей — человеком.
Чем дальше пойдет человечество; тем более искусство будет научным.
Все, что прекрасно, — нравственно.
Из одного чувства берут. свое начало искусство и добродетель.
Только человек является высшим предметом искусства, создающего красоту.
Чувство меры в искусстве — все.
Угроза искусству надвигается со стороны двух чудовищ: художника, чуждого мастерству, и мастера, чуждого искусству.
Художник должен любить жизнь и показывать нам, как она прекрасна. Не будь его, мы усомнились бы в этом.
Подлинным является только то искусство, которое себя не обнаруживает.
Художники вечно молоды.
Все хорошее человечно и благородно, но божественна и бессмертно лишь прекрасное.
Лишь в неудаче художник познает свое подлинное отношение к творчеству, только после поражения полководец видит свои ошибки.
Искусство, лишенное идеи, становится искусственным и формалистическим.
На музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле слова не существуют для простой забавы; они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий.
Воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.
Большинство искусств требуют длительного изучения и усердия, но самое полезное из всех искусств — искусство нравиться — требует только одного — желания.
Прекрасное заключено лишь в правде.
Живая неудача лучше мертвого шедевра.
Я не приверженец искусства для искусства и не шевельну пальцем, чтобы написать художественное произведение, в котором нет ничего, кроме художественных достоинств.
Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души.
Художник должен заботиться не о том, чтобы его произведение нашло признание, а о том, чтобы оно заслуживало его.
Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства.
Художники должны жертвовать собой ради искусства, подобно пчелам, отдающим жизнь вместе со своим жалом.
Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения его сердца.
Подражание не может превзойти образец. Подражатель обрекает себя на безнадежную посредственность.
Вечная новизна — вот в чем мера достоинства любого произведения искусства.
Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства.