Цитаты о знаниях, ученье и любознательности
Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь.
Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.
Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.
Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.
Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом.
Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, — людей, которые чем больше читают, тем меньше знают.
Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка.
Источник истинного знания — в фактах!
Образование — клад, труд — ключ к нему.
Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.
Знание есть сила, сила есть знание.
Знание и могущество — одно и то же.
Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то мы и думаем. Сюда направлена работа мысли, и направлена она может быть только сюда.
Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.
Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.
Дух подвластен тому же закону, что и тело — невозможности существования без постоянного питания.
Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний.
Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь.
Повторное чтение уже прочитанных книг — самый надежный пробный камень образованности.
Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Всезнайство уму не научит.
Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем.
Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы.
Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.
Научиться можно только тому, что любишь.
Опыт — вот учитель жизни вечной.
Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост.
Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни.
Чего не понимают, тем не владеют.
Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем.
Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир.
Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
Доказывать человеку необходимость знания — это все равно, что убеждать его в полезности зрения.
Знание — это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого — не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное.
Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать.
Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями.
Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах.
Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, — непобедим.
Чем больше знает человек, тем он сильнее.
Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать.
Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу.
Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух.
Знание — спутник человеку на пути его любом.
Воспитание — дело совести; образование — дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга.
Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.
Истинное лекарство от всех страданий — это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования.
После хлеба самое важное для народа — школа.
Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.
Многие многознайки не имеют ума.
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.
В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех.
Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
Неправильное знание хуже, чем незнание.
Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует.
Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него.
Образование — лицо разума.
Социализм — это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать.
Ложная ученость хуже невежества. Невежество — это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость — это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно.
Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей.
Ученость есть сладкий плод горького вина.
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь?
Знании нужны в жизни, как винтовка в бою.
То, что мы знаем, — ограниченно, а то, чего мы не знаем, — бесконечно.
Без знания рабочие — беззащитны, со знанием они — сила!
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей.
Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения.
Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы.
Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок.
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель.
Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание — сила! Сила — знание!
Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.
Человек родился быть господином, повелителем, царем природы! Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением.
Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое.
Ничто так человека не учит, как опыт.
Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого.
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования.
И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания.
Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли.
Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.
Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком.
Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет.
В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.
Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Знание, и только знание делает человека свободным и великим.
Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого.
Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством.
Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю».
Круглое невежество — не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности.
Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины.
Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование.
Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется.
Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо.
Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды.
К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть.
Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, — главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий.
Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай.
Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг.
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни.
Образованный человек — это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни.
Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих.
Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни.
Знания — броня от всех бед.
Талант и знанья — яркий свет, без них из тьмы исхода нет.
Знать хорошее важнее, чем знать многое.
Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.
Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.
Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
Я знаю только то, что ничего не знаю.
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.
Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление.
Просвещение имеет своей целью воспитание характера.
Каждым день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Знание, пассивно усвоенное памятью без умения применять его на практике, — это еще совершенно мертвый балласт в наших плаваниях по житейскому морю.
Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом.
Никто так не ошибался в своих предсказаниях, как пророки ограниченности человеческого знания.
Знание — орудие, а не цель.
Знание без нравственной основы — ничего не значит.
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.
Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.
Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.
Опытность — это школа, в которой уроки стоят дорого, но это — единственная школа, в которой можно научиться.
Любознательность создает ученых и поэтов.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.
Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.
Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.
Наше дело — учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Нужны умные, образованные люди; по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет увеличиваться, пока они не составят большинства.
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитать сердце.
Образование — лучший страж свободы, чем развернутая армия.
Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.
Знание существует для того, чтобы его распространять.
Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.
От уз телесных природа освобождает смертью, как от бедности — богатством, но от уз духовных одною добродетелью — знанием, учением и трудом.
Мудр — кто знает нужное, а не многое.
Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее.
Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его сами.