Цитаты Ф. Энгельса
Люди занятые никогда не угонятся за теми, у кого есть время болтать целый день.
Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию — иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает внаем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз навсегда продает его в рабство.
Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собою исчезнет вместе с последним.
Если нравственным является только брак, заключенный по любви, то остается нравственным только такой, где любовь продолжает существовать.
Так как половая любовь по природе своей исключительна, то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием.
Талант должен убедить массу в истинности своих идей, и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением.
Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит.
Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и далеко не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.
Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
В тот момент, когда я окажусь не в состоянии бороться, пусть дано мне будет умереть.
Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.
Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану я осуждать грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть и чувственность пытается возвести себя на пьедестал.
Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства.
Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области.
Без критики нет взаимного понимания, а следовательно, и нет объединения.
В литературе всякий ценен не сам по себе, а лишь в своем взаимоотношении с целым.
Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные.
Идеи воспламеняют друг друга, подобно электрическим искрам.
Не природа, не человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории.
Если техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребления техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов.
Случайность — это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью.
Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
Масса пролетариата менее всего нуждается в пропо веди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься.
Религия возникла в самые первобытные времена из самих невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе.
Религия есть акт самоопустошения человека.
Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех всевозможных «богов».
Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы.
Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.
Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.
Равенство существует лишь в рамках противоположности к неравенству, справедливость — лишь в рамках противоположности к несправедливости.
Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.
Труд — источник всякого богатства. Он первое основное условие всей человеческой жизни — и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
Только тот разум является действительным разумом, который доказывает свою состоятельность в акте познания.
Поражение после упорного боя — факт не меньшего революционного значения, чем легко выигранная победа.
Бесспорно, во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча?