Цитаты Л. Н. Толстого
Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.
Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.
Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Цель обеда есть питание и цель супружества — семья.
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.
Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.
Удивительно свойство самоуверенности. Какие бы ни были способности человека: ума, учености, всяких дарований, сердца даже, — если человек самоуверен, все эти качества становятся недостатками.
Как человек не может сам поднять себя, так не может человек и похвалить себя. Напротив, всякая попытка человека хвалить себя роняет его в глазах людей.
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.
Тщеславие, забота о славе людской — это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно; потому что более всего мешает свободе души.
Чем выше в своем собственном мнении подымается человек, тем положение его ненадежнее.
Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других, — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.
Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.
Бедствие — это оселок для человеческой жизни.
Великие, истинные дела — всегда просты, скромны.
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.
Смех — это человеколюбие.
Смех рождает бодрость.
Веселый тот, у кого радостное настоящее и радостное будущее.
Юмор — большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех.
Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.
Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.
Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен.
Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.
Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого.
Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии.
Надо непременно встряхивать себя физически чтобы быть здоровым нравственно.
Знание — орудие, а не цель.
Знание без нравственной основы — ничего не значит.
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.
Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.
Разврат не в чем-нибудь физическом, — ведь никакое безобразие физическое не разврат; а истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение.
Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье в том, чтобы ничего не делать.
Кто много знает, тот видит, как осторожно надо высказывать свое суждение, чтобы не ошибиться. А нахватавшийся верхов самоучка с необыкновенной смелостью судит обо всем.
Ошибки дают разум.
Нет счастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не показала ему, как он дурен.
Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем до- вести дело до неисправимого.
Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.
Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.
Правда коротка: ложь всегда многословна.
Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.
Не думай, чтобы говорить и делать правду нужно было только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью.
Искусство есть одно из средств единения людей.
Искусство есть высочайшее проявление мужества в человеке.
Искусство, если оно искусство, должно быть доступно всем, а в особенности тем, во имя которых оно делается.
Искусство — одно из средств различения доброго от злого.
У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.
Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках.
Величайшие истины — самые простые.
Надо любить истину так, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.
Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей.
Назначение разума — открывание истины, и потому великое и губительное заблуждение — употребление разума на скрывание или извращение истины.
Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.
Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.
Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения о себе и о других.
Одна ложь родит другую. Теренций Чем больше ум и образование человека, тем ложь его вреднее для него и для других.
Самая вредная ложь — это ложь хитрая, сложная и облеченная в торжественность и великолепие, как проявляется обыкновенно ложь религиозная.
Самый верный признак истины — это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.
Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собою, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.
Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.
Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
Если сколько голов — столько умов, то сколько сердец — столько родов любви.
Любить — значит жить жизнью того, того любишь.
Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.
Ми не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.
Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто ее испытывает.
В мечте есть сторона, которая выше действительности. В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого.
Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет направления, а нет направления — нет жизни.
Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения — самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.
Как скоро идеал, более высокий, чем прежний, поставлен перед человечеством, все прежние идеи меркнут, как звезды перед солнцем, и человек не может не признать высшего идеала, как не может не видеть солнца.
Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу.
Музыка — это стенография чувств.
Дело науки — служить людям.
Деятельность научная и художественная в ее настоящем смысле только тогда плодотворна, когда она не знает прав, а знает одни обязанности.
Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.
Наука и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питье, и одежда, даже необходимее.
Наука, как это понималось всегда и понимается теперь большинством людей, есть знание необходимейших и важнейших для жизни человеческой предметов знания.
Науки и искусства — это то, что двигает людей вперед и дает им возможность бесконечного развития.
Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни.
Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.
Признание можно распознать. и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу.
Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.
Индивидуализм или мнимый отрыв от общества так же нелеп в нашем представлении, как самоубийство.
Человек немыслим вне общества.
Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.
Сказать, что я не могу сделать усилие для того, чтобы воздержаться от дурного поступка, — все равно, что признать себя не человеком, даже не животным, а вещью.
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.
Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз — то же дело становится привычней.
Одни из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».
Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни.
У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
Освобождение себя от труда есть преступление.
Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
Сильные люди всегда просты.
Простота есть главное условие красоты моральной.
Простота. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.
Менее всего просты люди, желающие казаться простыми. Умышленная простота есть самая большая и неприятная искусственность.
Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.
Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.
Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придает новую прелесть, силу и уважение характеру.
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя.
Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершены под влиянием вина.
Редкий вор и убийца совершает свое дело трезвым.
Люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее.
Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении.
Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты.
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство.
То, что очень трудно перестать пить вино и курить, есть ложное представление, внушение, которому не надо поддаваться.
Избавится от пьянства человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино, и он слышал его запах, и ему стоило бы только протянуть руку.
Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.
Казалось бы, для жизни людей им нужнее всего их разум, а между тем как много людей не боятся для своего удовольствия заглушить этот разум табаком, вином, водкой.
Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой.
Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им.
Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии.
Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.
Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.
Человек перестает осуждать других, как только победит самого себя.
Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.
Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.
Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.
Совесть — верный руководитель жизни людей.
Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.
Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.
В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого.
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.
Счастье есть удовольствие без раскаяния.
И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.
Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.
Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.
Труд, труд. Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь.
Физический труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.
Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.
На то человек родился, чтобы жить своим умом.
Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством.
Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.
Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.
Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.
Мудрость не боится незнания, не боится сомнений, труда, исследования, боится одного: утверждения того, что она знает, чего не знает.
Все-дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.
Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо — худой разум.
Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи.
Не думай, чтобы мудрость представляла из себя свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнить его.
Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.
Мудрость бесконечна — чем дальше подвигаешься в ней, тем она становится нужнее.
Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.
Самые ничтожные мелочи содействуют образованию характера.
Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека — который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности — все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, — это звери.
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже.
Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.
Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.
Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное — это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.
Слово — выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает.
Слово есть поступок.