Цитаты К. Д. Ушинского
Властолюбие, вытекающее из стремления наслаждаться почетом и всеми атрибутами власти, люди презирают.
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни.
Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
Самая важная часть воспитания — образование характера.
Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а ,вместе с тем и нравственности, и счастья.
Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности.
Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и ненависть.
Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.
Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.
Пьяному и на светлой улице темно.
Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек.
Детским чувством, точно так же как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту.
Состояние бестолкового, необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты или нежности.
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он.
Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека.
Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
Только личность может действовать на развитие и определение личности. Только характер может образовать характер.
Сила характера, независимо от его содержания, — сокровище ничем не заменимое. Она почерпывается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание человеческого достоинства.
Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствия, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя и глубокое русло.
Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.
Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.