Цитаты В. И. Ленина
Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.
Талант — редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать.
Самообладание, самодисциплина — не рабство; они необходимы и в любви.
В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.
Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете.
Искренность в политике есть вполне доступное проверке соответствие между словом и делом.
Только тот победит и удержит власть, кто верит в народ, кто окунется в родник живого народного творчества.
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни.
Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.
Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов.
Порядок, цель, закон суть не более как слова, которыми человек переводит дела природы на свой язык, чтобы понять их.
Человеческое достоинство, — этого в мире капиталистов искать нечего.
Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует.
Ке фразы, а дело нам нужно.
Чтобы придти к большему, надо начинать с меньшего.
Если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя.
Как грязны должны быть источники, подменяющие борьбу идей распространением клевет!
Без знания рабочие — беззащитны, со знанием они — сила!
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей.
Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения.
Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы.
Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок.
Несдержанность в половой жизни — буржуазна: она признак разложения.
Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их — и мы будем на самой вершине.
Без особой надобности неправильно вспоминать такие ошибки, которые вполне исправлены.
Нельзя вполне уяснить себе никакой ошибки, в том числе и политической, если не доискаться теоретических корней ошибки у того, кто ее делает, исходя из определенных, сознательно принимаемых им положений.
Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее «доводить до конца».
Не ошибается тот, кто ничего практического не делает.
Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра.
Пролетариат нуждается в правде, и нет ничего вреднее для его дела, как благовидная, благоприличная, обывательская ложь.
Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде.
Правда не должна зависеть от того, кому она должна служить.
Народу надо говорить правду, только тогда у него раскроются глаза, и он научится бороться против неправды.
Надо уметь признать зло безбоязненно, чтобы тверже вести борьбу с ним.
Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности.
Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное.
Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно.
Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.
Быть материалистом значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств.
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности.
Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через «практику».
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Всякая абстрактная истина становится фразой, если применять ее к любому конкретному положению.
Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину.
Человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.
В спорах полезен иногда бывает «адвокат дьявола» — защитник нелепого, всеми отвергаемого взгляда.
Партия революционного пролетариата достаточно сильна, чтобы открыто критиковать сама себя, чтобы назвать без обиняков ошибку и слабость ошибкой и слабостью.
Самокритика безусловно необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего поникшее самодовольного оптимизма.
Гласность есть меч, который сам исцеляет нанесенные им раны.
Критика составляет долг революционера.
Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме.
Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее.
В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой.
Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни.
Фантазия есть качество величайшей ценности,
Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были несогласны.
Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт.
Без насилия по отношению к насильникам нельзя избавить народ от насильников.
Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации.
Самое опасное в войне — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее.
Идеи становятся силой, когда они овладевают массами.
Идея есть познание и стремление (хотение) человека.
История идей есть история смены и, следовательно, борьбы идей.
Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный.
Государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно.
Мы должны всегда и безусловно стремиться к самому тесному соединению пролетариата всех национальностей.
Нам надо, чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.
Сотрудничество представителей науки и рабочих — только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила.
Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.
Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Безответственность, прикрываемая ссылками на коллегиальность, есть самое опасное зло.
Достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.
О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает.
Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
Всякая крайность нехороша: все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом.
Малейшее беззаконие, малейшее нарушение советского порядка есть уже дыра, которую немедленно используют враги трудящихся.
Про всякий закон можно сказать, что он касается общегосударственных потребностей!
Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости.
Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется.
Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой, и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.
Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения.
Всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции.
Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, будучи всегда идеей рабства.
Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок.
Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей.
Полнее отделение церкви от государства — вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви.
Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством.
Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета; с этим злом и должны мы бороться.
Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.
Политическая свобода означает свободу народа распоряжаться своими общенародными, государственными делами.
Тот, кто борется за свободу народа, не борясь за полновластие народа в государстве, тот либо непоследователен, либо неискренен.
В новом, необыкновенно трудном деле надо уметь , начинать с начала несколько раз: начали, уперлись в тупик — начинай снова, — и так десять раз переделай, но добейся своего.
Для того чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучением, необходимо, очевидно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде.
Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся.
Строить новую дисциплину труда, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду — это работа многих лет и десятилетий. Это — благороднейшая и благодарнейшая работа.
Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней.
Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их.
Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки.
О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает.