Цитаты Н. Шамфора
Богаче всех человек бережливый, беднее всех — скряга.
Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.
Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.
И в браке и в безбрачии есть свои недостатки; из этих двух состояний предпочтительней то, которое еще возможно исправить.
Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете.
Почет ценнее известности, уважение ценнее репутации, честь ценнее славы.
Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов.
Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, нежели возвышенные.
Почтительность без уважения — вот награда за чванство без заслуг.
Непомерные притязания — вот источник наших горестей, и счастье в жизни мы получаем лишь тогда, когда он иссякает.
Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума.
Как не пожелать, чтобы негодяй был ленивцем, а глупец — молчальником!
Дурак, которого вдруг осенила умная мысль, удивляет и озадачивает, как извозчичья кляча, несущаяся галопом.
Бывают отлично одетые глупцы, бывают и принаряженные глупости.
Созерцательная жизнь очень безрадостна. Нужно больше действовать.
Ни в своей физической жизни, ни в жизни общественной человек не должен притязать на то, на что он не способен.
Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту: ему доступно только добродушие.
Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.
Имеются три вида друзей: друзья, которые вас любят, друзья, которые к вам равнодушны, и друзья, которые вас ненавидят.
Людская дружба в большинстве случаев прорастает множеством колючих «если» и «но» и в конце концов переходит в обыкновенные приятельские отношения, которые держатся только благодаря недомолвкам.
Шутка призвана карать любые пороки человека и общества; она оберегает нас от постыдных поступков и помогает нам ставить каждого на его место и не поступаться собственным.
Осмеивать и вышучивать нужно так, чтобы осмеянный не мог рассердиться; в противном случае считайте, что шутка не удалась.
Кто недостаточно остер умом, чтобы вовремя отшутиться, тот часто вынужден либо лгать, либо пускаться в скучнейшие рассуждения.
Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять ее не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.
Из всех разновидностей лицемерия самая пристойная — это ложная скромность.
Плуты всегда стараются хотя бы отчасти казаться честными людьми.
Любовь подобна эпидемической болезни: чем больше мы ее боимся, тем беззащитней мы перед ней.
Убеждение — это совесть разума.
Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другим, в этом заключается суть нравственности.
В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах — такими, какие они есть.
Деспотическое правление — это такой порядок вещей, при котором властвующий низок, а подвластный унижен,
Молчание человека, известного умением говорить, внушает гораздо более почтения, чем болтовня человека, который говорит недурно.
У кого нет характера, тот вещь, а не человек.
Человек без твердых правил почти лишен и характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила.
Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли.
Прежде чем быть великодушным, нужно быть справедливым, подобно тому, как рубашка нужна раньше, чем кружева.
Любая страсть всегда все преувеличивает, иначе она не была бы страстью.
Со счастьем дело обстоит как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится.
Разум — величайший дар природы: он не только поднимает нас над нашими страстями и слабостями, но и помогает с пользой распорядиться нашими достоинствами, талантами и добродетелями.
Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.