Цитаты о литературе
Литература рождается из глубины народной души.
Подлинной лирической поэзии без музыки не существует.
С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают.
Литература должна стать оружием народа — грозным, как молния, и простым, как хлеб.
Источник всякой поэзии — глубокое ощущение невыразимого.
Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения.
Стиль — порождение идей, а не слов.
Улучшать нравы своего, времени — вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики».
Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы.
Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.
Только та литература есть истинно народная, которая, в то же время, есть общечеловеческая; и только та литература есть истинно человеческая, которая, в то же время, есть и народная. Одно без другого существовать не должно и не может.
У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.
Уметь писать стихи не значит еще быть поэтом; все книжные лавки завалены доказательствами этой истины.
Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
Краткость — достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги — от скуки.
Любая литература, которая отказывается по-братски шагать в ряду с наукой и философией, есть литература человекоубийственная и самоубийственная.
Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека.
Там, где нет точности выражения, поэзия невозможна.
Качество произведения — решающий политический вопрос для подлинно социалистического искусства.
Иной рифмует хорошо, но судит крайне плохо.
Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом.
Стиль есть не что иное, как порядок и живость, которые мы придаем своим мыслям.
Стиль — это сам человек.
Стихотворение должно быть праздником разума.
Прекрасные произведения — дети собственной формы, которая рождается раньше их.
Трагедия — это движущаяся живопись, это одушевленная картина.
Образованные народы считали трагедию одним из прекраснейших искусств.
Все жанры хороши, кроме скучного.
Настоящее писательство — как любовь. Его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и искусственности.
Стихи — полет на коне, проза — хождение пешком. Пешком уйдешь дальше. На коне доедешь быстрее.
Опыт — основа поэзии.
Чтобы писать совершенную прозу, надо быть также большим мастером метрических форм.
Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям.
Изящного писателя можно сравнить с ювелиром, искусство которого становится бесполезным, если у него нет алмазов для оправы.
Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом.
Стихи — это оконница цветная.
Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.
Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше.
Роман — это субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом. Остальное приложится.
У писателя только и есть один учитель — сами читатели.
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом.
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу писать, как написать и для чего написать.
Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.
Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом — это дает красоту и силу ему.
Литература — благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения.
Мысль летит, а слова идут шагом. В этом вся драма писателя.
Основное качество хорошей прозы заключается в том, что она должна быть естественной и ритмичной, как процесс дыхания.
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом.
Подлинно великие писатели — те, чья мысль проникает во все изгибы их стиля.
Поэт есть мир, одним объятый человеком.
Поэт — это философ конкретного и живописец абстрактного.
У поэта должен быть только один образец — натура, и только один вожатый — истина.
В литературе первое ощущение — самое сильное.
Нужна большая история, чтобы получилось немного литературы.
Признак строгого и сжатого стиля состоит в том, что вы не можете выбросить ничего из произведения без вреда для него.
Не всякий, кто может писать стихи, — поэт.
Лучшая сторона каждого писателя обычно проявляется в его книгах.
То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия.
Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни.
Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.
Роман — это история настоящего, в то время как история — это роман минувшего.
Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу.
Писатель является одновременно исследователем и экспериментатором.
В наши дни великий романист тот, у кого есть чувство реальности и кто изображает природу во всем ее своеобразии, давая ей жить собственной жизнью.
Без знании, без настоящего знания родного языка никто никогда настоящим писателем не будет.
Обычно думают, что стиль — это сложный способ выражения простых вещей. На самом же деле это простой способ выражения вещей сложных.
Поэт рождается, уже обогащенный опытом всего человечества.
Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме.
Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам коммунистического строительства — этот лозунг надо неустанно повторять всем нам, нашим писателям, агитаторам, пропагандистам, организаторам и так далее.
Истинные поэты всегда пророки.
Литература — это совесть общества, его душа.
Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь.
Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает улыбку даже у тех, по ком бьет.
Все, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир.
Можно без особо большого остроумия писать так, что другому потребуется много остроумия, чтобы понять.
У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Как только вы поняли характер самого писателя, понимание его творений не составит для вас никакого труда.
Поэт должен опережать свою эпоху, чтобы поравняться с потомством.
Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба.
Я убежден, что не литературные направления и школы родят писателей, не литературные направления и школы создают выдающиеся произведения. Повивальной бабкой была и будет — жизнь.
Литература — явление общественное.
Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения.
Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием — вот почему они так экономно ею пользуются.
Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае. не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.
Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.
Философия в поэзии — все равно что серебро в колокольном сплаве.
Когда вы заимствуете что-нибудь у одного писателя, это называется плагиатом, когда вы заимствуете у многих — это уже исследование.
Воображение писателя рождается из реального чувства.
Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования.
Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются.
Сочинение стихов — это не работа, а состояние.
Во всяком замечательном стихе истинного поэта содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель.
Писатель — это огромное сердце. Спокойные люди редко становятся писателями.
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
Перо — это оружие, которое острее отточенных мечей.
Если литература служит выражением народной жизни, то первое требование, которое может быть к ней предъявлено критикой, состоит в правдивости.
Перо — не особенно грозное оружие, но с его помощью человек может убить себя гораздо легче, чем других людей.
Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда мое поведение: пишу — значит люблю.
Для писателя, как и для художника, стиль является вопросом видения, а не техники.
Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного.
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат.
Поэт — это каменщик: он кладет кирпичи, прозаик — бетонщик: он отливает бетон.
Классика — это не обязательно то, что совершенно; это просто значит, что человеку время от времени удается сделать нечто прекрасное.
Дело писателя — учить писать.
Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех ее деятелей, которые воистину ведут общество вперед.
Функция литературы — превращать события в идеи.
Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля.
Сатира — такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного.
Писатель творит не своими сединами, а разумом.
Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей.
Всякой комедии, как и всякой песне, — свое время и своя пора.
Беда тех, кто пишет быстро, состоит в том, что они не могут писать кратко.
Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования.
Эпитеты — одежда слов.
Перевод стихотворения, как бы близок он ни был, отличается от оригинала, как гипсовая маска от живого лица.
Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли.
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй — о госпитале.
Роман — это зеркало, с которым идешь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы.
Романтизм — это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение.
Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы.
Чем совершенней поэт, тем он национальней. Чем глубже он постигает свое искусство, тем глубже он постигает гений своего века и своего племени.
Настоящие писатели — совесть человечества.
Писатель пишет не потому, что ему хочется сказать что-нибудь, а потому, что у него есть что сказать.
Поэзия — это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее.
Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно.
То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль — это сама жизнь, это кровь мысли.
Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.
Форма и содержание — две категории, не существующие никогда раздельно одна от другой.
Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота.
Литература — это искусство самое свободное и независимое, и, если она продажна, она не стоит ломаного гроша.
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание.
Творчество бедного дикаря мне ближе, чем творчество декадентов.
Простой стиль подобен яркому свету. Он сложен, но этого нельзя заметить.
Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него.
Проза — это архитектура, а не искусство декоратора.
Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке.
Всякое истинное творение вырастает из темного перегноя отвергнутых творений.
Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.
Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас.
Стиль — одежда мысли.
Писатель должен много писать, но не должен спешить.
Ни един жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический.
Я доволен вполне, если сердце диктует, воображение пишет, а разум делает поправки.
Красивые фразы скорее губят, чем спасают произведение.
В литературе, как и во всем, талант — это символ ответственности.
Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать.
Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями.
Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.
Поэты — непризнанные законодатели мира.
Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово.
Одного вдохновения для поэта недостаточно — требуется вдохновение развитого ума.
Лирическое стихотворение — это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка.
Писатель должен прямо говорить читателю, правду, как бы горька она ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения правдивости и убедительности.
Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисами, но он непременно присутствует в драме.
Качество пьесы — это качество ее идей.
Стиль, что нос: двух одинаковых не бывает.
Разумная и справедливая сатира зачастую оказывается сильнее закона и религиозной заповеди.
Только то поэзия, что делает меня чище и мужественнее.
В литературе всякий ценен не сам по себе, а лишь в своем взаимоотношении с целым.
Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.